Их нравы, или турникетизация
по-индонезийски
РБК со ссылкой на Reuters пишет, что в Индонезии пассажиров, не заплативших
за билет и проехавших на крыше поезда (а это вполне реальный способ
передвижения, учитывая постоянную давку в поездах), будут обрызгивать цветной
краской. Благодаря этому полицейские смогут арестовать «зайцев», узнав их в
толпе. «Мы будем отнимать у них паспорта, а вместо них выдавать билет», -
пригрозил представитель компании Ахмат Суджади.
Из-за плохо развитой сети
общественного транспорта среди работающих в столице жителей пригородов езда на
крыше очень распространена. Дешевый, но опасный способ передвижения порой
заканчивается плачевно. Только за последние два года с крыш поездов сорвались и
погибли 53 человека. Теперь пассажиров-камикадзе будут мазать краской и
отлавливать.
В России пока до такой экзотики
не дошло. У нас «всего лишь» обносят станции огромными заборами, ставят
турникеты, а в некоторых регионах, где такое переоборудование провести
проблематично, нанимают частную охрану, которая в момент прибытия электрички
оцепляет платформу и проверяет у выходящих билеты. Всё
просто и демократично.
Эти примеры хорошо иллюстрируют
разницу между интересами рынка и интересами людей. Поставить турникеты,
мордоворотов или полицай-маляров,
разумеется, оказывается «эффективней» (т.е. дешевле), чем обеспечить
бесперебойное функционирование общественного транспорта и решить проблемы,
связанные с недостаточным его развитием. Удобство пассажира, а то и его жизнь с
точки зрения рынка оказываются мелочью, которая никак не отражается в бухгалтерском
балансе, а потому и вызывает беспокойства. Несчастные случаи на транспорте
из-за его неустроенности или по халатности чиновников регулярно происходят не
только в таикх странах как Индия или Индонезия, но и
у нас. Очевидно, это будет продолжаться до сих пор, пока главным приоритетом
вместо извлечения прибыли не станет удобство и забота о человеке. При
капитализме это невозможно.
источник -